Главная » 2012 » Май » 7 » Украинский кризис: что и кто дальше?
11:47
Украинский кризис: что и кто дальше?

События в Украине и вокруг нее свидетельствуют о том, что Россия начала масштабные действия, нацеленные на возвращение себе статуса великой державы. Первая цель – восстановление контроля над постсоветским пространством. Первым барьером на этом пути России стала Украина.

Донбассу, в российском плане раскола Украины, отведена роль детонатора для всего юго-востока. Массовые захваты администраций, милиции, СБУ, происходящие в Донецке, Луганске, Славянске, Краматорске и других городах региона вроде-бы подтверждают эффективность выбранной стратегии, нацеленной на достижение ряда глобальных целей:

- добиться полного возврата Украины к союзным отношениям с РФ. При этом политическое руководство и контроль стратегических коммуникаций в Украине должны осуществлять из Кремля;

- добиться частичного или полного выхода из-под суверенитета Украины определенных анклавов преимущественно с пророссийским населением и превращения их в источник «стабильной нестабильности», с одновременным использованием эти анклавов в качестве рычагов давления на руководство Украины для достижения выгодных России уступок во взаимоотношениях;

- добиться полного контроля над украинской газопроводной системой;

- добиться такого результата, который бы частично включал в себя фрагменты предыдущих пунктов.

Однако «блицкрига» не получилось и реализовать на Юго-Востоке сценарий добровольной постепенной интеграции не удалось. Сейчас, по всей видимости, Россия продвигает сценарий контролируемого хаоса, т.к. неверная оценка ситуации на юго-востоке и реальных настроений у местных жителей привела к локальным и очень ограниченным результатам. Вместо восстания всего юго-востока удалось раскачать ситуацию только на Донбассе и частично в Луганске. Жители Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Херсона, Николаева и Одессы, несмотря на имеющиеся там довольно мощные пророссийские настроения, не поддались сепаратистскому влиянию.

Таким образом, чтобы диктовать всей Украине, каким должно быть государственное устройство, двух областей явно не достаточно. Кроме того, так называемым лидерам так называемых Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР) не удалось достигнуть консенсуса среди местных элит, выдвинуть достойных и адекватных лидеров и организовать что-то похожее на народное волеизъявление. Мало того, абсолютно нет виденья, как жить дальше.

Тем не менее, в Донецке и Луганске не смотря ни на что готовятся к референдуму. 11 мая сторонники создания самостоятельности готовятся спросить у жителей своей области поддерживают ли они акт о создании ДНР и ЛНР. Де-факто эти объединения они уже провозгласили, а теперь ищут поддержку у населения, которое не очень-то желает отсоединяться от Украины. Вопросы организации референдума – где будут находиться избирательные участки, какими будут бюллетени для голосования, кто проведет подсчет голосов, - держатся в строжайшей тайне от Киева и местных властей. Заявляют, что следом за ним готовят и следующий референдум – с кем Донбассу быть: с Украиной, Россией или самим по себе.

В свою очередь украинским властям легче объявить мятежные регионы сепаратистами и террористами и отказать им в легитимности, чем соглашаться на выдвинутые Донбассом условия. Именно это Киев и продемонстрировал начав, и не без успеха, активные действия в рамках так называемой антитеррористической операции.

Фактически, на сегодняшний день у сторонников Донецкой и Луганской республик остаётся два пути - становится непризнанной территорией или входить в состав Российской Федерации.

В первом варианте все, что находиться на территории «республики» - шахты, заводы, - престают быть субъектами международного и украинского права. Банковские кредиты, акции, IPO, технологии, торговые соглашения, инвестиционные программы – всего этого больше не будет. Сотрудничество будет возможно только с Россией. Пойдёт ли на этот вариант восточная бизнес-элита, десятилетиями выстраивавшая свои индустриальные империи? Большой вопрос.

Второй вариант для «юго-восточной республики» войти в состав России на правах субъекта Федерации. При этом сохраняются все сложности, как в случае с непризнанной территорией: банковский и транспортный коллапс, визовые проблемы, реприватизация, правовой хаос.

Готовы ли к такому варианту хозяева Донбасса? - сомнительно. Хотя ещё больший вопрос: готова ли к такому повороту Россия? Вокруг которой все туже смыкается удавка экономических санкций.
Ни одна цивилизованная страна мира не признает результаты так называемых референдумов в Донбассе и мало того, политическое и экономическое давление на Россию усилится.

Таким образом, на сегодняшний день Москва, не имея в активе всего юго-восточного пояса Украины, единодушно требующего федерализации страны, не решает своей главной задачи - де-факто ликвидации украинской независимости. Возможные приобретения в виде Донецка и Луганска – «пиррова победа», сулящая проблемы, а не их решение. С другой стороны, Киев, в своих попытках удержать контроль в мятежных регионах сталкивается с колоссальными проблемами саботажа, не подчинения приказам, явной или скрытой помощью организаторам беспорядков, со стороны местных управленческих и бизнес структур.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась патовая ситуация для Киева, Москвы и Востока страны. Россия без прямого военного вторжения не в состоянии реализовать план «Новороссия». Украина не может полноценно контролировать часть восточных территорий. Донецко-луганские элиты – сильны, чтобы не подчиняться Киеву, но слабы, чтобы диктовать ему свои условия.

Если исключить полномасштабное вторжение России в Украину, то не исключено, что Россия реализует стратегию «затяжной войны»: усилит давление и попытки расширения территории конфликта нацеленные на полную дестабилизацию обстановки в Донецкой и Луганской области, нацелится на создание условий, при которых невозможно проведения президентских выборов в Украине и легитимизация верховной власти. Все это «потянет» за собой организацию российской блокады торгово-экономических связей, от которых Донбасс зависит на 70%, а Луганск на 90%. Последствия - тотальное обнищание населения, радикализация настроений, обозленность элит. В таком случае велика вероятность создания на юго-востоке Украины, как уже упоминалось выше, пояса «стабильной нестабильности».

Однако, с учетом международной реакции на события, возможности России не безграничны. Украинское руководство опираясь на общественную поддержку, которая все возрастает, в том числе и на том же юго-востоке, имеет возможности переломить ситуацию: расширение силовых операций, диалог с протестующими, среди которых основная масса выступают не за Россию, а за высокую зарплату, достижение компромисса с партийно-хозяйственным активом на основании изменения конституции и расширения прав регионов. На выходе - усмирение криминальной и протестной волны, возможность избрание президента, выход страны из кризиса.

По какому сценарию будут развиваться события – покажет время. Однако не стоит забывать, что на Украине Россия не остановится. Не исключено, что следующими на очереди на постсоветском пространстве будут государства Центральной Азии и Кавказа, в которых Россия имеет, прежде всего, свои энергетические интересы.

Источник: stratagema.umi.ru
Просмотров: 496 | Добавил: nikafarfi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0